Итак, продолжаем жевать кактус под жалобы на чей-то перфекцехуизм, не дающий забить на откровенно унылые книги.
В
прошлой серии Найтокун сидел и ахуевал с лютой скуки, которой сверху донизу пропитано каждое предложение, каждое слово, каждая буква гениального, сенсационного романа, истинного бестселлера за авторством Дафны дю Морье -
Ребекки.
В этой же серии мы чуть больше внимания уделим персонажам, благо, что когда до конца книги осталось около 177 страниц в этом сучьем шедевре стало происходить ХОТЬ ЧТО-ТО. В частности - происходит костюмированный бал, где номер_два, как ей и положено по сюжету, в очередной раз лажает, демонстрируя читателю свою феноменальную тупость и экстраординарную бесполезность. Она умудряется нарядиться на бал также, как и Ребекка де Уинтер нарядилась на предыдущий бал. Разумеется, и чудесный
дегенерат впадает в ступор и начинает скрипеть зубами. Правильно, нахуя взять и по-человечески хоть раз поговорить? Ведь любовь - это именно скелеты в шкафах, недомолвки, скрежетание зубами, закатывание глаз и бросания на колени со слезами и заверениям в искренней любви. В эту "любовь" главных героев веришь ещё меньше, чем в глубину чувств Ромео и Джульетты.
Но для начала небольшое отступление и что-то вроде линии с зарубками. В моей книге ровно 477 страниц.
Первая отметка - 100 страниц - ничего не происходит.
Вторая отметка - 200 страниц - всё ещё ничего не происходит; а нет, подождите, на 201 странице появляется новый персонаж, который добавляет и без того загадочному персонажу Ребекки ещё больше загадочности!!11!
Третья отметка - 300 страниц - сюжет в кой-то веки начал неуверенными шажочками двигаться с места, давайте же поаплодируем ему, чтобы он видел нашу поддержку и не останавливался! Ахдаточно, не забудем посвистеть героям, которые за триста страниц, за триста грёбаных страниц ни разу, ни единого раза не сели поговорить по-человечески и объясниться если не с читателем, то хотя бы друг с другом.
И вот с этого момента, пожалуй, мы и продолжим разбор полётов.
читать дальшеКакую рецензию на книгу не возьми, непременно абзац-два (а то и вся рецензия) будет посвящена невероятной любви двух героев - Макса де Уинтера и номер_два. Но где же любовь? - так и хотелось спросить мне в процессе чтения. Потому что при всём желании я не могу назвать ту чушь, происходившую между персонажами, любовью. Макс относится к номер_два как к глупому, не способному отвечать за свои действия ребёнку. Более того, он не считает чем-то неправильным при посторонних людях ткнуть её носом в её ошибки, словно нашкодившего котёнка. Взять хотя бы ситуацию с разбитым херувимом или же нарядом для бала. Вот это вот пренебрежение чувствами другого человека я и должен считать любовью? Или, быть может, я должен считать любовью надменное молчание, смертельную бледность и скрипение зубами/сверкание глазами, заставляющие номер_два мгновенно кидаться на колени и слёзно уверять нежного и ранимого Максима в своей искренней и преданной любви? Или эти самые рыдания и бросания на колени я должен принимать за искреннюю, чистую любовь? Да я больше верю в любовь сестры Максима Беатрис и её мужа, хоть они оба и являются второстепенными персонажами.
Теперь пару слов о Ребекке, а именно её роли в отношениях. В один прекрасный момент, когда тянуть кота за яйца больше не представляется возможным, читателя ставят перед фактом: Максим-то де Ребекку вовсе не любил, как и она его. Скандалы-интриги-расследования! А теперь, внимание, передаём микрофон постоянному гостю нашей студии - фройлян Логике. Максима кто-то заставлял на Ребекке жениться? Ему приставили пистолет к виску и тонко намекнули, что на бумаге останется либо его подпись, либо его мозги? Его брак был необходимостью, призванной спасти семейную усадьбу или состояние? Он был связан обещанием предыдущих поколений, клятвой на смертном ложе или каким-нибудь магическим действом? Нет-нет-нет и ещё раз нет. Ребекка была его самостоятельным и свободным выбором. Так чего же пенять на зеркало, коли морда лица в пятнышку?
Тут, кстати, можно вспомнить о том, что Ребекку нередко сравнивают с Джейн Эйр (если, разумеется, все попытки идут не из чтения статьи о романе на Википедии). Мистер Рочестер был связан своим браком по рукам и ногам - в юности его ловко женили, дабы сохранить неделимым наследство, утаив от него семейную склонность к безумию. А когда ему осточертела такая "счастливая" семейная жизнь и он захотел развестись, то к тому моменту врачи уже установили душевную болезнь у его жены, а разводы в таких случаях не были разрешены. Он действительно был жертвой обстоятельств и его конфликт можно понять. А в случае Максима что? Ну осточертела тебе "настоящее чудовище, жестокая, развратная и порочная" жена, ну разведись ты с ней - что мешает? Обвини её в попытке отравить тебя, твою сестру или твою ненаглядную бабушку. Обвини её в изменах или воровстве. Общество не поймёт? Так ты уж определись, родной, что тебе важнее - спокойная жизнь или пестование собственных страданий, под гнётом чудовищной развратницы-жены. Если последнее, то нечего жаловаться и изображать из себя жертву, чай не принц-консорт, чей статус схож положением красивой куколки и ни на что не влияет.
В общем-то именно тут я не раз возвращался к мысли, терзавшей меня во время чтения, - а на кой ляд Максу вообще сдалась номер_два? И чем больше я думал, тем сильнее убеждался в том, что ему была необходима женщина 2 в 1: этакая маменька, чтобы было за чью юбку держаться, и глупая девочка, на чьём фоне можно было бы выглядеть мужчиной и за чей счёт можно было бы самоутверждаться. В этом отношении у меня нет никаких претензий к выбору номера_два на роль спутницы жизни - у девочки напрочь отсутствует даже крупица самоуважения (и не надо тыкать мне тем, что девочка в двадцать один год осталась сиротой, закончила какую-то шаражку и за гроши работала у вздорной старухи компаньонкой - если продолжать сравнение с Джейн Эйр, то у номер_два просто чушь, а не проблемы), за подобное обращение Макс от любой девушки его уровня давно бы получил по лицу. Ну или мышьяк в суп. И ладно классовое различие, чёрт бы с этим классическим "можно вытащить _нейм_ из села, но нельзя вытащить село из _нейм_". Максиму как кислород было необходимо каждый раз тыкать номер_два в различие в возрасте. Зачем? Почему? Да потому что это лишний повод в очередной раз томно вздохнуть и порассуждать на тему "ах, между нами двадцать лет разницы, мы такие разные". Вообще это мерзко; меня не раз раздражало то, как делается в тексте акцент на неопытности главной героини и некой "умудрённости" Максимилиана де Уинтера. Не спорю, в сравнении с номер_два Макс действительно выглядит умным, загадочным и так далее. А если его поставить рядом с другими персонажами, то что произойдёт? Он внезапно окажется таким же мерзким капризным ребёнком, как и номер_два, которую он не раз тыкал носом в "детскость"? А сама номер_два? Она бы органично смотрелась в той среде, откуда её по желанию левой пятки вытащил Макс - глупенькой компаньонкой, женой какого-нибудь лавочника или служащего, да хоть горничной в поместье Мэндерли. Она через слово утверждает о своей бесконечной любви к Максу, но что она делает, кроме как кидается на колени со слезами, когда тот начинает делать морду кирпичом? Да ничего. Она ровным счётом ничего не делает. Не нравится тебе миссис Денверс? Макс уже говорил тебе - всего одно слово и он отправит её на заслуженную пенсию. Ты не можешь взять себя в руки и хоть раз твёрдо что-то сказать прислуге, а не мямлить, будто ты нищенка у порога? Так на кой чёрт ты кидалась в отеле к Максу? Рассчитывала, что огромное поместье Мэндерли, куда водят экскурсии, вдруг окажется маленьким белым домиком у моря, где будешь только ты, Макс и свист чайника? Макс ходит и чуть что то мрачнеет, то бледнеет и вообще ведёт себя как девочка из анекдотов про вечное пмс? Так если ты его так безумно любишь, как ты утверждаешь, возьми и поговори с ним по душам - выясни что-как-куда, объясни, что тебе неуютно от того, что он ходит как нахохлившийся сыч, что тебе больно, неприятно, что ты хочешь ему помогать и поддерживать, разделять с ним беды-горести-радости; на крайний случай - потолкуй с сестрой, объясни, что хочешь сделать Макса счастливым, но без каких-либо знаний это не представляется возможным. Но нет, куда там, ведь куда лучше мотать сопли на кулак и чуть что кидаться на колени со слёзными заверениями в любви.
И опять отдельного слова заслуживает и сравнение Ребекки с Джейн Эйр. В чём заключается схожесть этих двух романов? В наличии любовного треугольника, грубо говоря. Причём даже не треугольника, в классическом его понимании, а этакой весточки из прошлого, стоящей между двумя людьми. Только в Джейн Эйр наличие первой жены влияет на сюжет и персонажей, помогает более сильно и полно раскрыть последних. А в Ребекке для чего нужен призрак прежней жены? Для того, чтобы малютка номер_два могла сколько угодно наматывать сопли на кулак? Для того, чтобы ввести в сюжет драму, которой тут и не пахнет? Для того, чтобы можно было писать про шорохи и взгляды, пытаясь создать триллер? Или чтобы показать, что на фоне ужасной стервы Ребекки сопливая амёбка номер_два настоящий ангел во плоти, исцеляющий израненную душу мрази бедного несчастного Макса? На этом, собственно говоря, вся схожесть и заканчивается. Нет смысла пытаться провести параллели между Джейн Эйр и номер_два - проще найти общее у камбалы и табуретки. Сильный характер Джейн Эйр мы видим не на словах героев или личных размышлениях героини, нет, мы видим его на реальных поступках, которые она совершает в романе. А вот про духовный рост и закалку характера номер_два мы можем судить только из её собственных размышлений, что как бы намекает. Хотя, конечно, тут можно не гиенить лишний раз, а заметить простую вещь - как вначале всей этой истории с Мэндерли героиня про себя пестовала и нянчила мысли о собственной никчёмности, так по завершении истории она пестует и нянчит мысли о том, что она "уже не та сопливая девчонка". Вот и всё изменение и рост. Хотя, конечно, можно почти с аплодисментами отметить сцену, когда будучи на взводе номер_два в кой-то веки выдаёт адекватную мысль о том, что с живыми, ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ!!!11!, можно поговорить и идёт разговаривать с миссис Дэнверс. Но даже там старая карга чуть было не довела бедняжечку амёбку номер_два до суицида, просто-напросто в кой-то веки высказав той в лицо всю правду.
Вновь лирическое отступление и возвращение к нашей палочке с зарубками.
Четвёртая отметка - 400 страниц - ухтыжблин, а сюжет, оказывается, заключается не только в соплежевании главных героев! И в кой-то веки рассказали и про Ребекку, и про несчастную яхту; книга стала напоминать книгу.
Пятая отметка - 477 страниц - ГОСПОДИ ОНО ЗАКОНЧИЛОСЬ Я ЭТО СДЕЛАЛ Я ОСИЛИЛ ЭТУ ЧЁРТОВУ КНИГУ *убежал на край утёса орать раненной чаечкой*
Что можно сказать о романе? Да ничего. Я, к счастью, не девочка 7-107 лет, которой необходимо "нерастраченные запасы любви и нежности" тратить на раскрытие и исцеление какого-нибудь морального урода, усиленно впихиваемого в рамки принца на белом коне. Я не могу верить в такую историю любви, я попросту не вижу тут любви, разве что комфортное совместное проживание. Я не вижу тут триллера, леденящего кровь, шугающего табуны мурашек и завораживающего дух. Будь тут это - я бы просил многое. Я не вижу тут и ужасов - неужели они в убийстве смертельно больной женщины и наличии в доме её старой служанки, описываемой как ходячий скелет? Что вообще есть в этом романе такого, что оправдывало бы потраченные на её покупку деньги и убитое за чтением время?
Сюжет - интересный, да, с этим я не думаю спорить. Реализован ли он в полной мере? Нет, в той же Джейн Эйр куда лучше показана и любовь, и скелеты в шкафу. Язык? Мб., конечно, тут есть и грешок переводчика, но встречали и лучше. Не говоря уже про раздражающие односложные диалоги: "-да? - да!". Персонажи? Разве что второстепенные.
К слову, о них.
На фоне совершенно безобразных главных героев, мёртвая Ребекка и скелетоподобная миссис Дэнверс выглядят до ужаса живыми, хотя, казалось бы, персонажи они шаблоннее некуда - Ребекка, которая вся такая стерва-монстр под внешностью ангела, и Дэнверс, которая типичнейшая служанка, боготворящая прежнюю хозяйку и ненавидящая новую. Кикимер, залогинься! Особенно среди "живых"персонажей хочется выделить Беатрис (сестра Максима) и Фрэнка (управляющий). Достаточно приятные персонажи, у которых есть характер. Ну и псинки, очаровательный Джаспер, скрашивавший мне чтение. :З
Вообще, откровенно говоря, теперь мне понятно почему я ни разу не встречал аннотацию к роману - в нём просто нечего резюмировать. Не напишешь же ты на обложке книги "средней паршивости роман про двух амёб, которые не будучи аутистами или немыми, не смогли спокойно поговорить, пока их не пнула жизнь, которой их соплежевания осточертели не меньше, чем читателю". Поэтому и имеем мы в сухом остатке средней паршивости книжку, которую везде расхваливают как высокую литературу, культовое произведение и так далее, и тому подобное. Вообще данная книга, а точнее то, что не_хвалебное отзывы я встречал от силы пару раз (и то под каждым таким отзывом мгновенно слетались тонко чувствующие натуры, которые обвиняли автора в чёрствости, нетерпимости, жестокости, тупости, узколобости и чтении "гениального романа" по-диагонали), до боли напоминают сказку о платье для короля - все люди, как один боясь прослыть недалёкими, утверждали, что одежды короля невероятны и прекрасны, пока ребёнок в один прекрасный момент не заметил, что одежд-то нет. Вот и с Ребеккой также. Складывается впечатление, что ничего лучше и выразительнее люди в своей жизни не читали, а те, кто читал, то ли не могут понять, то ли боятся признаться, что книжка-то далеко не такая расчудесная, как вещают строчки на обложке.Спешл для любителей тыкать в лицо тем, что данный роман экранизировал Хичкок: не нужно умалять его таланта. Дайте ему Колобка, и Хичкок из него умудрился бы слепить сногсшибательный триллер.
И да, в процессе чтения я как-то незаметно для себя понял, что Джейн Эйр почти гениальный роман. Особенно на фоне Ребекки. И уж лучше взять почитать творение Шарлотты Бронте, чем Дафны дю Морье.